Земельный кодекс Украины часть 2 - houseby.ru

Добро пожаловать на houseby.ru
26.06.2017 г., 03:00

Земельный кодекс Украины часть 2

Статья 81. Право собственности на землю граждан


1. Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам;
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
в) приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование;
г) принятия наследства;
ґ) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).
2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам;
б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности;
в) принятия наследства.
4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.

Статья 82. Право собственности на землю юридических лиц


1. Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам;
б) внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
в) принятия наследства;
г) возникновения других оснований, предусмотренных законом. 2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:
а) в пределах населенных пунктов при приобретении объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
б) за пределами населенных пунктов при приобретении объектов недвижимого имущества.
3. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Статья 83. Право собственности на землю территориальныхгромад


1. Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.
2. В коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности.
3. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:
а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т. п.);
б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко- культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко- культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
ґ) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
д) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
4. Территориальные громады приобретают землю в коммунальную собственность в случае:
а) передачи им земель государственной собственности;
б) принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
в) принятия наследства;
г) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам;
ґ) возникновения других оснований, предусмотренных законом.
5. Территориальные громады сел, поселков, городов могут объединять на договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление указанными земельными участками осуществляют районные или областные советы.

Статья 84. Право собственности на землю государства


1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций в соответствии с законом.
3. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилищного назначения;
в) земли под объектами природно-заповедного фонда и историко- культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение;
г) земли под водными объектами общегосударственного значения;
ґ) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
д) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;
в) земли обороны;
г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко- культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко- культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
ґ) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
є) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:
а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
б) приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам;
в) принятия наследства;
г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами;
ґ) конфискации земельного участка.

Статья 85. Право собственности на землю иностранныхгосударств

Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Совместная собственность на землю


1. Земельный участок может находиться в совместной собственности с определением доли каждого из участников совместной собственности (совместная долевая собственность) или без определения доли участников совместной собственности (совместная общая собственность).
2. Субъектами права совместной собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.
3. Субъектами права совместной собственности на земельные участки территориальных громад могут быть районные и областные советы.
4. Право совместной собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю.

Статья 87. Возникновение права совместной долевойсобственности на земельный участок


1. Право совместной долевой собственности на земельный участок возникает:
а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым сделкам;
в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
г) по решению суда.

Статья 88. Владение, пользование и распоряжение земельнымучастком, находящимся в совместной долевойсобственности


1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в совместной долевой собственности, осуществляются с согласия всех совладельцев согласно договору, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке.
2. Договор о совместной долевой собственности на земельный участок заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.
3. Участник совместной долевой собственности имеет право требовать выделения принадлежащей ему доли из состава земельного участка как отдельно, так и вместе с другими участниками, требующими выделения, а при невозможности выделения доли - требовать соответствующей компенсации.
4. Участник совместной долевой собственности на земельный участок имеет право на получение в его владение, пользование части общего земельного участка, соответствующей размеру принадлежащей ему доли.
5. Участник совместной долевой собственности в соответствии с размером своей доли имеет право на доходы от использования общего земельного участка, отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и должен принимать участие в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и сохранению общего земельного участка.
6. При продаже участником принадлежащей ему доли в совместной долевой собственности на земельный участок другие участники имеют преимущественное право покупки доли в соответствии с законом.

Статья 89. Совместная общая собственность на земельныйучасток


1. Земельный участок может принадлежать на праве совместной общей собственности только гражданам.
2. В совместной общей собственности находятся земельные участки:
а) супругов;
б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
в) совладельцев жилого дома.
3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком совместной общей собственности осуществляются по договору или закону.
4. Совладельцы земельного участка, находящегося в совместной общей собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.
5. Раздел земельного участка, находящегося в совместной общей собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, которые являются равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 90. Права собственников земельных участков


1. Собственники земельных участков имеют право:
а) продавать или иным путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию;
г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
ґ) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
д) сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения.
2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков


1. Собственники земельных участков обязаны:
а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
в) своевременно уплачивать земельный налог;
г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;
ґ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
е) соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем. 2. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.
 

Глава 15

Право пользования землей

Статья 92. Право постоянного пользования земельным участком


1. Право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.
2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности.

Статья 93. Право аренды земельного участка


1. Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и иной деятельности.
2. Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.
3. Аренда земельного участка может быть краткосрочной - не более 5 лет и долгосрочной - не более 50 лет.
4. Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда). 5. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.
6. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.

Статья 94. Право концессионера на земельный участок


1. Для осуществления концессионой деятельности концессионеру предоставляются в аренду земельные участки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Виды хозяйственной деятельности, для которых могут предоставляться земельные участки в концессию, определяются законом.

Статья 95. Права землепользователей


1. Землепользователи, если иное не предусмотрено законом или договором, имеют право:
а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
б) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию;
в) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
г) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
ґ) сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения.
2. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 96. Обязанности землепользователей


1. Землепользователи обязаны:
а) обеспечивать использование земли по целевому назначению;
б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
в) своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату;
г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;
ґ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
е) соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
2. Законом могут быть установлены другие обязанности землепользователей.

Статья 97. Обязанности предприятий, учреждений и организаций,проводящих разведывательные работы


1. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие разведывательные работы, могут проводить такие работы на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем.
2. Сроки и место проведения разведывательных работ определяются соглашением сторон.
3. Проведение разведывательных работ на землях заповедников, национальных дендрологических, ботанических, мемориальных парков, захоронений и археологических памятников разрешается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины.
4. Предприятия, учреждения и организации, которые проводят разведывательные работы, обязаны возмещать собственникам земли и землепользователям все убытки, в том числе неполученные доходы, а также за свой счет приводить занимаемые земельные участки в предыдущее состояние.
5. Споры, возникающие при проведении разведывательных работ, разрешаются в судебном порядке.
 

Глава 16

Право земельного сервитута

Статья 98. Содержание права земельного сервитута


1. Право земельного сервитута - это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).
2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.
3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.
4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов:
а) право прохода и проезда на велосипеде;
б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге;
в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций;
г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
є) право прогона скота по имеющейся дороге;
ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений;
з) другие земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов


1. Собственник или землепользователь земельного участка вправе требовать установления земельного сервитута для обслуживания своего земельного участка.
2. Земельный сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда.
3. Право земельного сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок.

Статья 101. Действие земельного сервитута


1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, относительно которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.
2. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.
3. Собственник, землепользователь земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.
4. Собственник земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута


1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:
а) сочетания в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
в) решения суда об отмене земельного сервитута;
г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
ґ) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом. 2. По требованию собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:
а) прекращения оснований его установления;
б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.
 

Глава 17

Добрососедство

Статья 103. Содержание добрососедства


1. Собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т. п.).
2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие).
3. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т. п.).

Статья 104. Предупреждение вредного воздействия на соседнийземельный участок

Собственники и землепользователи земельных участков могут требовать прекращения деятельности на соседнем земельном участке, осуществление которой может повлечь вредное воздействие на здоровье людей, животных, на воздух, земельные участки и т. п.

Статья 105. Последствия проникновения на земельный участокветвей и корней деревьев

В случае проникновения корней и ветвей деревьев с одного земельного участка на другой собственники и землепользователи земельных участков имеют право отрезать корни деревьев и кустов, которые проникают с соседнего земельного участка, если такое проникновение является препятствием в использовании земельного участка по целевому назначению.

Статья 106. Обязанности по определению общих границ


1. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка содействия в установлении твердых границ, а также восстановлении межевых знаков в случаях, когда они исчезли, переместились или стали невыразительными.
2. Виды межевых знаков и порядок восстановления границ определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
3. Расходы на установление смежных границ несут собственники земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

Статья 107. Восстановление границ


1. Основанием для восстановления границ являются данные земельно-кадастровой документации.
2. При невозможности выявления действительных границ их установление осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка невозможно установить, то каждому выделяется одинаковая по размеру часть спорного участка.
3. В случаях, когда таким способом определение границ не согласовывается с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, то границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Статья 108. Совместное использование межевых сооружений


1. В случаях, когда соседние земельные участки отделены растительной полосой, тропой, бороздой, каналом, стеной, забором или иным сооружением, то собственники этих участков имеют право на их совместное использование, если внешние признаки не указывают на то, что сооружение принадлежит лишь одному из соседей.
2. Собственники соседних земельных участков могут пользоваться межевыми сооружениями совместно по договоренности между ними. Расходы на содержание сооружения в надлежащем состоянии соседи несут в равных частях. До того времени, пока один из соседей заинтересован в дальнейшем существовании общего межевого сооружения, оно не может быть ликвидировано или изменено без его согласия.

Статья 109. Использование деревьев, которые стоят на межеземельных участков


1. Деревья, стоящие на меже смежных земельных участков, а также плоды этих деревьев принадлежат собственникам этих участков в равных частях.
2. Каждый из соседей вправе требовать ликвидировать деревья, стоящие на общей меже. Расходы на ликвидацию этих деревьев возлагаются на соседей в равных частях.
3. Сосед, требующий ликвидации деревьев, которые стоят на общей меже, должен один нести расходы на ликвидацию деревьев, если другой сосед отказывается от своих прав на деревья.
4. Требование о ликвидации деревьев (кустов) исключается, если они служат межевыми знаками и в зависимости от обстоятельств не могут быть заменены другими межевыми знаками.
 

Глава 18

Ограничение прав на землю

Статья 110. Понятие ограничения прав на земельный участок


1. На использование собственником земельного участка или его части может быть установлено ограничение (обременение) в объеме, предусмотренном законом или договором.
2. Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленного ограничения (обременения).

Статья 111. Ограничение прав на земельный участок


1. Право на земельный участок может быть ограничено законом или договором путем установления:
а) запрета на продажу или иное отчуждение определенным лицам в течение установленного срока;
б) запрета на передачу в аренду (субаренду);
в) права на преимущественную покупку в случае его продажи;
г) условия принятия наследства только определенным наследником;
ґ) условия начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
д) запрета на осуществление отдельных видов деятельности;
е) запрета на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта и внешнего вида недвижимого имущества;
є) условия осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
ж) условия соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
з) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке;
и) других обязательств, ограничений или условий.
2. Ограничения использования земельного участка подлежат государственной регистрации и действуют в течение срока, установленного законом или договором.

Статья 112. Охранные зоны


1. Охранные зоны создаются:
а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т. п. в целях охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;
б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предупреждения повреждения, а также уменьшения их негативного воздействия на людей и окружающую среду, смежные земли и другие природные объекты.
2. Правовой режим земель охранных зон определяется законодательством Украины.

Статья 113. Зоны санитарной охраны


1. Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и иные, для их санитарно-эпидемиологической защищенности.
2. В пределах зон санитарной охраны запрещается деятельность, которая может повлечь причинение вреда подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистным сооружениям, водоводам, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.
3. Правовой режим земель зон санитарной охраны определяется законодательством Украины.

Статья 114. Санитарно-защитные зоны


1. Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т. п., с целью отделения таких объектов от территорий жилищной застройки.
2. В пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилищных объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным нахождением людей.
3. Правовой режим земель санитарно-защитных зон определяется законодательством Украины.

Статья 115. Зоны особого режима использования земель


1. Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, для обеспечения функционирования этих объектов, сохранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, а также защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.
2. Вдоль государственной границы Украины устанавливается пограничная полоса, в пределах которой действует особый режим использования земель.
3. Размер и правовой режим пограничной полосы устанавливаются в соответствии с законом. Раздел IV ПРИОБРЕТЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ
 

Глава 19

Приобретение права на землюгражданами и юридическими лицами

Статья 116. Основания приобретения права на землю


1. Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом.
2. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
3. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
4. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.
5. Предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статья 117. Передача земельных участков государственнойсобственности в коммунальную собственность иземельных участков коммунальной собственности вгосударственную собственность

Передача земельных участков государственной собственности в коммунальную собственность и земельных участков коммунальной собственности в государственную собственность осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом для юридических лиц.

Статья 118. Порядок бесплатной приватизации земельныхучастков гражданами


1. Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
3. Граждане - работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрации.
4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
5. Передача земельных участков в собственность гражданам - работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа проводится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.
6. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома,хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
7. Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также заключение конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта его отвода.
8. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон.
9. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно- эпидемиологическим органами, органом архитектуры и представляется на рассмотрение соответствующей местной государственной администрации или органа местного самоуправления. 10. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность. 11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Статья 119. Приобретение права на земельный участок задавностью пользования (приобретаемая давность)


1. Граждане, которые добросовестно, открыто и беспрерывно пользуются земельным участком в течение 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о передаче его в собственность или предоставлении в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в пределах норм, определенных настоящим Кодексом.
2. Передача земельного участка в собственность или в пользование граждан на основании приобретаемой давности осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 120. Переход права на земельный участок при переходеправа на строение и сооружение

. При переходе права собственности на строение и сооружение право собственности на земельный участок или его часть может переходить на основании гражданско-правовых сделок, а право пользования - на основании договора аренды.
2. При отчуждении строений и сооружений, расположенных на арендованном земельном участке, право на земельный участок определяется согласно договору аренды земельного участка.
3. В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на условиях, на которых он принадлежал предыдущему собственнику.
4. При переходе права собственности на строение и сооружение к нескольким лицам право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в стоимости строения и сооружения, если иное не предусмотрено в договоре отчуждения строения и сооружения.
5. При переходе права собственности на строение или сооружение к гражданам или юридическим лицам, которые не могут иметь в собственности земельные участки, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположены строение или сооружение.

Статья 121. Нормы бесплатной передачи земельных участковгражданам


1. Граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:
а) для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;
б) для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектара;
в) для ведения садоводства - не более 0,12 гектара;
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в селах не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара;
г) для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара;
д) для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.
2. Размер земельных участков, которые передаются бесплатно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).

Статья 122. Полномочия органов исполнительной власти иорганов местного самоуправления по предоставлениюземельных участков юридическим лицам в постоянноеользование


1. Сельские, поселковые, городские советы предоставляют земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд.
2. Районные, областные советы предоставляют земельные участки в постоянное пользование юридическим лицам из соответствующих земель общей собственности территориальных громад для всех нужд.
3. Районные государственные администрации на их территории предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для:
а) сельскохозяйственного использования;
б) ведения лесного и водного хозяйства, кроме случаев, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи;
в) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, учреждений культуры, больниц, предприятий торговли и т. п.).
4. Областные государственные администрации предоставляют земельные участки на их территории из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах городов областного значения и за пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, определенных частями третьей, седьмой настоящей статьи.
5. Киевская и Севастопольская городские государственные администрации предоставляют земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах их территорий для всех нужд, кроме случаев, определенных частью седьмой настоящей статьи. 6. Совет министров Автономной Республики Крым предоставляет земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в пределах городов республиканского (Автономной Республики Крым) значения и за их пределами для всех нужд, кроме случаев, определенных частями третьей, седьмой настоящей статьи.
7. Кабинет Министров Украины предоставляет земельные участки из земель государственной собственности в постоянное пользование юридическим лицам в случаях, определенных статьями 149, 150 настоящего Кодекса.

Статья 123. Порядок предоставления в постоянное пользованиеземельных участков юридическим лицам


1. Предоставление земельных участков юридическим лицам в постоянное пользование осуществляется на основании решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проектам отвода этих участков.
2. Условия и сроки разработки проектов отвода земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ.
3. Юридическое лицо, заинтересованное в получении земельного участка в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности, обращается с соответствующим ходатайством в районную, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет.
4. К ходатайству об отводе земельного участка прилагаются документы, обосновывающие его размер, назначение и место расположения.
5. Соответствующая районная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта отвода земельного участка.
6. Проект отвода земельного участка согласовывается с землепользователем, органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и после получения заключения государственной землеустроительной экспертизы по объектам, которые ей подлежат, направляется в соответствующую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет, которые рассматривают его в месячный срок и, в пределах своих полномочий, определенных настоящим Кодексом, принимают решение о предоставлении земельного участка.
7. При предоставлении земельного участка в пользование областными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым или Кабинетом Министров Украины сельские, поселковые, городские, районные, областные советы, районные государственные администрации по месту расположения земельного участка дают свое заключение соответственно областной государственной администрации, Совету, министров Автономной Республики Крым.
8. При предоставлении земельного участка в пользование Кабинетом Министров Украины Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская, Севастопольская городские государственные администрации дают свои заключения и проект отвода земельного участка центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, который рассматривает эти материалы и в месячный срок подает их в Кабинет Министров Украины.
9. Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 124. Порядок передачи земельных участков в аренду


1. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления путем заключения договора аренды земельного участка.
2. Передача в аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором.
3. Передача в аренду земельных участков гражданам и юридическим лицам с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку осуществляется по проектам отвода в порядке, установленном статьями 118, 123 настоящего Кодекса.

Статья 125. Возникновение права собственности и правапользования земельным участком


1. Право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверяет право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.
2. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации.
3. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.

Статья 126. Документы, удостоверяющие право на земельныйучасток


1. Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Формы государственных актов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
2. Право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом.
 

Глава 20

Приобретение земельных участковна основании гражданско-правовых сделок

Статья 127. Продажа земельных участков государственной иликоммунальной собственности


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями осуществляют продажу земельных участков государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим право на приобретение земельных участков в собственность, а также иностранным государствам в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурентных началах (аукцион, конкурс), кроме выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являющиеся собственностью покупателей этих участков.

Статья 128. Порядок продажи земельных участковгосударственной и коммунальной собственностигражданам и юридическим лицам


1. Продажа гражданам и юридическим лицам земельных участков государственной и коммунальной собственности для нужд, определенных настоящим Кодексом, осуществляется местными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
2. Граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской совет. В заявлении указываются желательное месторасположение земельного участка, целевое назначение и его размер. К заявлению прилагается:
а) государственный акт на право постоянного пользования землей или договор аренды земли;
б) план земельного участка и документ о его предоставлении в случае отсутствия государственного акта;
в) свидетельство о регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
3. Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает заявление и принимает решение о продаже земельного участка или об отказе в продаже с указанием причин отказа.
4. Лицам, подавшим заявления (ходатайства) о приобретении (покупке) земельного участка, не находящегося в их пользовании, продажа этого участка осуществляется не позднее 30 дней после разработки землеустроительной организацией проекта отвода земельного участка.
5. Основанием для отказа в продаже земельного участка является:
а) непредставление документов, необходимых для принятия решения о продаже такого земельного участка;
б) выявление недостоверных сведений в представленных документах;
в) если в отношении субъекта предпринимательской деятельности возбуждено дело о банкротстве или прекращении его деятельности.
6. Решение Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.
7. Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.
8. Стоимость земельного участка определяется на основании его денежной и экспертной оценки, проводимой по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины.
9. Расчеты за приобретение земельного участка могут осуществляться в рассрочку. 10. Решение об отказе в продаже земельного участка может быть обжаловано в суд.

Статья 129. Продажа земельных участков государственной иликоммунальной собственности иностраннымгосударствам, иностранным юридическим лицам


1. Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины.
2. Продажа земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется соответствующими советами по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
3. Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства и территориальных громад, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины.
4. Иностранные государства, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, подают ходатайство в Кабинет Министров Украины.
5. Иностранные юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков, подают ходатайства в Совет министров Автономной Республики Крым, областную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет. К ходатайству прилагается договор аренды земли, копия свидетельства о регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины.
6. Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков осуществляются сельскими, поселковыми, городскими советами после получения согласия Кабинета Министров Украины.

Статья 130. Покупатели земель сельскохозяйственногоназначения


1. Покупателями земельных участков сельскохозяйственного сельскохозяйственного ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть:
а) граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве либо занимающиеся ведением товарного сельскохозяйственного производства;
б) юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства.
2. Преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, постоянно проживающие на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, а также соответствующие органы местного самоуправления.

Статья 131. Приобретение права собственности на земельныеучастки на основании других гражданско-правовыхсделок


1. Граждане и юридические лица Украины, а также территориальные громады и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, дарения, наследования и других гражданско-правовых сделок.
2. Заключение таких сделок осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины ( 1540-06 ) с учетом требований настоящего Кодекса.

Статья 132. Содержание сделок о переходе права собственностина земельные участки


1. Сделки о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и нотариально удостоверяются. 2. Сделки должны содержать:
а) название сторон (фамилия, имя и отчество гражданина, название юридического лица);
б) вид сделки;
в) предмет сделки (земельный участок с определением места расположения, площади, целевого назначения, состава угодий, правового режима и т. п.);
г) документ, подтверждающий право собственности на земельный участок;
ґ) сведения об отсутствии запретов на отчуждение земельного участка;
д) сведения об отсутствии или наличии ограничений по использованию земельного участка по целевому назначению (залог, аренда, сервитуты и т. п.);
е) договорную цену;
є) обязательства сторон.
3. Сделки о переходе права собственности на земельные участки считаются заключенными со дня их нотариального удостоверения.

Статья 133. Залог земельных участков


1. В залог могут передаваться земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
2. Земельный участок, находящийся в совместной собственности, может быть передан в залог с согласия всех совладельцев.
3. Передача в залог части земельного участка осуществляется после выделения его в натуре (на местности).
4. Залогодержателем земельного участка могут быть лишь банки, отвечающие требованиям, установленным законами Украины.
5. Порядок залога земельных участков определяется законом.
 

Глава 21

Продажа земельных участков на конкурентных началах

Статья 134. Обязательность продажи земельных участковгосударственной или коммунальной собственности наконкурентных началах

Земельные участки государственной или коммунальной собственности, предназначенные для продажи субъектам предпринимательской деятельности под застройку, подлежат продаже на конкурентных началах (земельные торги).

Статья 135. Земельные торги


1. Земельные торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
2. В земельных торгах могут принимать участие граждане и юридические лица, которые уплатили регистрационный и гарантийный взносы и могут быть покупателями в соответствии с законодательством Украины.
3. Форма проведения земельных торгов (аукцион или конкурс) определяется собственником земельного участка, если иное не предусмотрено законом.
4. Земельные торги могут проводиться по решению суда.

Статья 136. Подготовка земельных участков для продажи наземельных торгах


1. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решение об отчуждении земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, определяют перечни земельных участков, предназначенных для продажи субъектам предпринимательской деятельности под застройку на земельных торгах.
2. Земельный участок, предназначенный для продажи субъектам предпринимательской деятельности под застройку на земельных торгах, выставляется на земельные торги после:
а) определения границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепления их межевыми знаками;
б) изготовления технического паспорта земельного участка.
3. В техническом паспорте земельного участка содержатся сведения о:
а) размере земельного участка;
б) месте расположения (адресе);
в) принадлежности к государственной или коммунальной собственности;
г) денежной оценке земельного участка и его стартовой цене;
ґ) природном и хозяйственном состоянии земельного участка;
д) целевом назначении земельного участка.
4. Положение о техническом паспорте земельного участка, выставляемого на земельные торги, определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 137. Объявление о проведении земельных торгов


1. Земельные торги проводятся не ранее 30 дней с момента опубликования в печати официальной информации о выставлении на земельные торги земельных участков, а также размещения на таких земельных участках рекламных щитов с официальной информацией о выставлении на земельные торги земельных участков.
2. Официальная информация о выставлении земельных участков на земельные торги должна включать сведения о:
а) размере земельного участка;
б) целевом назначении;
в) стартовой цене;
г) месте и времени проведения торгов;
ґ) названии и адресе учреждения, фамилии и должности, номере телефона лица, у которого можно ознакомиться с техническим паспортом земельного участка.
3. Организатором земельных торгов является орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять отчуждение земельного участка, предназначенного для продажи под застройку, или государственный исполнитель в соответствии с решением суда. Проведение земельных торгов осуществляет юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на проведение земельных торгов, на основании договора с соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
4. Организатор земельных торгов вправе отказаться от их проведения не позднее чем за 10 дней до их проведения с обязательной публикацией официальной информации об отмене земельных торгов с указанием причины отмены.
5. Земельные торги проводятся в порядке, установленном законом.

Статья 138. Признание земельных торгов несостоявшимися

Земельные торги признаются несостоявшимися в случае:
а) отсутствия покупателей или наличия только одного покупателя;
б) если ни один из покупателей не предложил цену, выше стартовой цены земельного участка;
в) неуплаты в установленный срок победителем земельных торгов надлежащей суммы за приобретенный земельный участок.

Статья 139. Отчуждение земельных участков по решению суда


1. В случае обращения взыскания на земельный участок, находящийся в собственности гражданина или юридического лица, земельный участок подлежит продаже на земельных торгах, которые проводятся в форме аукциона.
2. Обращение взыскания на земельные участки, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, допускается в случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание, если иное не предложено собственником земельного участка.
 

Глава 22

Прекращение прав на землю

Статья 140. Основания прекращения права собственности наземельный участок

Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:
а) добровольный отказ собственника от права на земельный участок;
б) смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;
в) отчуждение земельного участка по решению собственника;
г) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;
ґ) отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
д) конфискация по решению суда;
е) неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных настоящим Кодексом.

Статья 141. Основания прекращения права пользованияземельным участком

Основаниями прекращения права пользования земельным участком являются:
а) добровольный отказ от права пользования земельным участком;
б) изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
в) прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
г) использование земельного участка способами, противоречащими экологическим требованиям;
ґ) использование земельного участка не по целевому назначению;
д) систематическая неуплата земельного налога или арендной платы.

Статья 142. Добровольный отказ от права собственности илиправа постоянного пользования земельным участком


1. Прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной громады осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.
2. Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в случае согласия на получение права собственности на земельный участок заключают сделку о передаче права собственности на земельный участок. Сделка о передаче права собственности на земельный участок подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
3. Прекращение права постоянного пользования земельным участком в случае добровольного отказа землепользователя осуществляется по его заявлению к собственнику земельного участка.
4. Собственник земельного участка на основании заявления землепользователя принимает решение о прекращении пр

Что имеет отношение

Земельный кодекс Украины часть 2 | 0 Комментарии | Создать учётную запись
Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.